kgx (kgx) wrote,
kgx
kgx

Categories:

Был грецкий – стал земляной.

 

Представляя автора или вместо предисловия.
Давным давно... в далекой Галактике... Когда мы были маленьким, а деревья и компьютеры - большими... годах так в 1984-1990... я был членом КЛФ "Ad Astra" при областной детской библиотеке имени Горького. Вот тогда-то я и попал в
ЭКСТЕЛОПЕДИЮ ФЭНТЕЗИ И НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ". И Алексей Васильев - тоже попал . Правда, почему-то я "живу в городе Новосибирске", а он "жил в городе Новосибирске", хотя как раз-то он никуда и не уезжал.
Компьютеры уменьшились, деревья - какие измельчали, какие повырубили.. Но талант (особенно литературный) как известно, штука беспокойная.
Вообщем - предлагаю вашему вниманию рецензию русского-советского писателя Васильева А.В. на "Крепкий Орешек 4.0", 

 

 

Был грецкий – стал земляной.

                      (Оксана Шинко).

 

Итак, что можно сказать по итогам выхода на экрана блокбастера «Крепкий орешек-4»? Сказать, на самом деле, можно многое. Можно сказать, что Брюс Уиллис по прежнему крепок, и что орешек по прежнему со скорлупой. Хотя, если вспомнить оригинальное название фильма – я имею в виду «Die Hard», и попробовать перевести его на родной язык, то ни крепость, ни орешек там как-то не вырисовываются. И такой вариант перевода, как, например, «Ну когда ж я сдохну?..» - ничуть не менее литературен, чем «Орешек», закрепившийся у нас в прокате. А в чем-то даже и выигрывает – представьте, как будет выглядеть эта фраза, если ее снабжать номером! «Когда ж я сдохну - 2» - звучит, вы не находите? И когда герой задает себе этот вопрос в четвертый раз, даже самый закоренелый скептик захочет посмотреть, что же это за орех такой, которого колют четыре фильма, и все никак не могут замочить. Тут уже вспоминается народная сказка, помните, насчет «дед бил-бил, не разбил, баба била, не разбила…» И уже хочется, наконец, увидеть мышку, которая пробежит, махнет хвостиком, и закопает эту стюардессу. Впрочем, к чести Уиллиса, надо сказать, что он по прежнему в форме, и желания закопать его – не вызывает. У зрителей, естественно. У отрицательных героев блокбастера – вызывает, и еще как, хотя у них и выбора-то нет, работа такая. Впрочем, обо всем по порядку.

Еще задолго до просмотра меня несколько раз предупредили – это кино про хакеров. Кино про хакеров я люблю! Меньше, чем кино про войну, но все же. Каждый раз очень забавно смотреть, как на экране лохматые очкарики с дикими глазами и умным видом изрекают  всякую чушь, глядя на дисплей, на котором нарисована всякая муть. Это зрелище увлекает меня почти что так же, как танковые атаки на вертолеты, и прочие сцены из боевиков. А тут, тем более, обещали два в одном флаконе – про хакеров и про войну. Или про хакеров на войне. Или про хакерские войны. В общем, много обещали.

И надо сказать, не обманули! Хакеры в кино есть, и их там  много. Из более-менее заметных персонажей – целых три. Причем два из них, обратите внимание – хорошие! Нет, они, конечно, выглядят как настоящие хакеры. То есть небритые, нечесаные, один хлипкий, другой толстый, у обоих прогрессирующий инфантелизм, оба – весьма чмошного вида, ну, словом, настоящие хакеры. Что я вам рассказываю, как будто вы хакеров не видели, в самом деле. Но есть и третий! И этот третий, как нетрудно догадаться, как раз и есть главный гад. Нет, не так – Главный Гад. Он же злой гений, и главный отрицательный герой. Вот от него вы уже не дождетесь патлатых причесок и фигурок из «Звездных войн» на полочке – одет как образцовый честный фраер, пиджак, галстук, пистолет, рядом длинноногая тетка – все как у пацанов, короче. Золотой цепи нет, ну так они сейчас уже не в моде.

Интересно, почему в блокбастерах гады всегда выглядят привлекательнее, чем хорошие? Создается странное впечатление, что как только хакер решит стать гадом – так он тут же начнет мыться, бриться, оденется во что-нибудь, а вместо пива и чипсов возьмет в руки пистолет и тетку. Заметим –  не перестанет от этого быть хакером, а напротив – только заматереет. Неужели это все оттого, что гадом стал? Или наоборот, все продумано, и это такая прививка, социальная антиреклама, чтобы молодые хакеры не шли в гады – смотрите, мол, как это трудно, придется мыться, бриться, с девушками знакомиться – ну их, эти сложности, лучше пивка дерябнуть.

  Впрочем, Главный Гад тоже не идеален. Представляете, он раньше был хорошим! Впрочем, это со многими теперь бывает. И этот тоже не избежал. Был в девичестве добрым гением, и отвечал за компьютерную безопасность после 11 сентября.

 Лирическое отступление: я твердо уверен, что в Штатах принят какой-то закон, по которому в любом фильме, содержащем слово «террорист», должно быть упомянуто 11 сентября. И за его нарушение, похоже, строго карают, поскольку никто даже не пытается отвертеться – притягивают везде, кто за милую душу, кто за уши, похлеще, чем в советских учебниках литературы притягивали везде про классовую борьбу.

Так вот, после 11 сентября наш Главный Гад ворвался на заседание комитета начальников штабов. Это у них типа Генштаба, если по-русски. Представляете, сидят себе генералы, а кое-где даже и маршалы, а тут врывается такое - небритое, нечесаное, с дикими глазами и пивом (напомню, он тогда был еще хороший)… От такого зрелища настроение генералов явно не улучшилось. А он еще, представляете, взял свой ноутбук, и прямо с него похачил всю систему ПВО Штатов, и отключил ее нафиг. Прямо там же, у генералов на глазах.  Начальникам штабов это сразу не понравилось. Они достали свои пушки, заломали хакеру локти к лопаткам, и убедили его, путем демонстрации ствола под носом, что он был неправ, погорячился, и что нужно сейчас же вернуть все взад. Вариантов действий у хакера осталось очень немного, и он, чуть-чуть поломавшись для приличия, конечно, включил все на место. Начальники штабов вздохнули свободнее, спрятали пушки, и от души вломили хакеру по первое число фуражками, пряжками и штабными табуретками. После чего расслабились, и на закуску обнулили его счета, отобрали страховку и испортили репутацию. Репутацию портили долго, похабно и с наслаждением – шоб знал наших, зараза!..

У хакера, естественно, остался осадок. И он, нет, чтобы образумиться и покаяться – он недоброе замыслил. Побрился, помылся, завел тетку и пистолет. Ну, и что ему оставалось делать после этого? Правильно, только обрушить весь мир (под словом «весь мир» в блокбастерах обычно подразумевают Штаты, юг Канады и север Мексики) к чертям собачим. Чем он, гад, и занялся.

Как он это делал – право, не так важно. Ну да, похачил там что-то, чтобы создать Хаос. Это, например, включил на всех светофорах зеленый свет во все стороны. И все водилы там начали ехать, прямо как у нас – то есть кто как хочет. Но у нас-то это норма жизни, и транспортный поток, в котором половина едет как хочет, все равно как-то самоорганизуется. А они оказались непривычные, и тут же возник Хаос. Вот, такой у них хаос. Так и хочется добавить – какая страна… Или, вот еще, об обрушении. Главный Гад там захватил Контроль_Над_Всем. Это, то есть, над телевизорами. И принялся показывать там Ужасы – например, кадры взрывающегося Капитолия. Это просто Ужас – сил нет, какой ужасный. Покажи у нас по всем каналам ТВ, как взрывают Государственную Думу – половина населения страны будет аплодировать стоя. А потом искать через форумы, кто успел записать на видео, а то хочется еще раз глянуть. В общем, ужасы в «Орешке» неинтересные. Впрочем, там был и вполне реальный элемент хаоса, который показали как-то мельком. Я имею в виду кадры, когда Гад похачил биржу, и понизил разом все котировки и индексы. Вы понимаете? ВСЕ! Кто чего-нибудь смыслит в финансах, тот поймет, а остальным скажу, что по размаху хаоса это такое действо, что взрыв Капитолия, даже реальный, рядом не лежал. Читали про великую депрессию тридцатых годов? Вот именно с этого – массового обрушения биржевых индексов – она и началась. Поневоле задумаешься, не эти ли самые хакеры развалили ту часовню, в 17 веке?

Лирическое отступление. Каждый раз, когда я смотрю кино про обрушение и конец света в отдельно взятых Штатах, я думаю – и вот эти люди, собирались воевать с Советским Союзом?.. И эти люди, для которых Хаос – это когда не работают светофоры, а Ужас – это когда в телевизоре взрывают депутатов, вот эти люди надеялись не только выжить, но и победить в мировой войне?.. Помните, пару лет назад в Москве массово отключили электричество? Тогда еще все зарубежные корреспонденты отмечали, что москвичи «на удивление стоически переносят эту страшную аварию». Даже москвичи – и те переносят так, что удивляют этим западных корреспондентов. А помните, у нас прошлой зимой как-то обесточили ночью три района? В центральные СМИ это, конечно, не попало – центр Новосибирска несколько часов без электричества – это не новость для центральных СМИ. А вот когда я наутро почитал форум НГС – я проникся гордостью за своих земляков! Красота! – писали люди, звезды стали яркие, млечный путь видно, мы свечи зажгли, шампанское открыли… Всего пара отзывов была слегка ворчливых – холодильник, мол, разморозился, пришлось на балкон все перетаскивать. Не напугать нас таким хаосом! Очень приятно было осознать, что мы по прежнему непобедимы. По крайней мере, теми видами хаоса, которые измыслил Гад в «Орешке».

Задумал весь этот хаос наш Гад, естественно, ради денег. Где вы, идейные гады, которые искренне желали уничтожить весь мир, по причине его несовершенства?.. Нету, перевелись, теперь все из-за бабок. Впрочем, сдается мне, что Гад все-таки непрост. Потому что если бы ему были тупо нужны деньги – он бы их добыл и так. Вы представляете, сколько можно заработать на технологии сжатия данных, которая позволяет всю финансовую информацию Штатов переписать на два чемоданчика через один тонкий проводок за три часа? А как вам, например, компьютерный вирус, который способен программно эмулировать сто грамм тротилового эквивалента? Билл Гейтс застрелится от зависти! Я не шучу – знаете, как Гад мочил своих шестерок? Закачивал им на компьютеры вирус, они нажимали «Enter», и бах! – нету шестерки…

Кстати, я из фильма извлек важный признак. Когда ваш компьютер хачат – у него мерцает экран. Так что если у вас на дисплее что-то задрожало – не смотрите, что свет мигает и электрики в подъезде мутят. Вирус! Взорвется! До «Enter»-а даже не дотрагивайтесь! Если, конечно, рядом нет Орешка, который прибыл чтобы спасти вас в лапы правосудия.

Кстати об Орешке. Что-то мы все о гадах, надо и о хороших пару слов сказать. Так вот, пара слов о хороших. В нынешних блокбастерах давно наметилась тенденция. Заключается она в том, что положительный герой мутирует, становясь сам на себя не похож. Вспомните, какой был главный герой боевика лет двадцать назад? Суровый, брутальный, с квадратной челюстью, без страха и упрека, способный за правое дело хоть стену головой пробить, и не поморщиться. Видимо, такой типаж вызывал комплекс неполноценности у зрительской аудитории, и во второй половине девяностых на свет родился положительный герой нового типа – герой-чмошник. Герой-лузер. Герой-лох. Он слаб, труслив, он страдает от психических рассройств и рефлексии. Он хронический неудачник, и на фоне мощных и цельных гадов выглядит жалко. Не верите? Вспомните, например, третьего «Терминатора». Как вам тамошний Джон Коннор? А человек-паук, например? Как только обретает человеческий облик – тут же начинаются рефлексия, страдания и рыдания. Когда я прочитал, что в третьей части он рыдает еще больше, чем во второй, я призадумался – он там что же, совсем не просыхает?.. Ну, вот и главный хороший хакер-шкет из «Орешка» - из того же материала. Нормальный современный главный герой, от созерцания которого ни один зритель, даже самый зачуханный, не испытает ни одного комплекса.

И все бы хорошо, но есть одна проблема. Такой герой не сможет никого победить, даже при помощи режиссера и сценариста. То есть, в сценарии, конечно, можно что угодно написать, но выглядеть это будет настолько непохоже на правду, что даже для блокбастера будет чересчур. И для того, чтобы выполнять обязательную функцию боевика – то есть порвать всех гадов – все-таки нужен герой старого типа. Как бы он ни был противен современному зрителю. Разные режиссеры эту проблему решают по разному. В «Терминаторе-3» за чмошника Коннора отдувался робот-Шварцнеггер. А что с него взять, он железный, ему можно быть  крутым. У человека-паука на такой случай предусмотрено второе «Я» - паук, собственно. Тоже не homo, а так, насекомое. Режиссер «Орешка-4» поступил авангардно – у него функцию крутого героя без страха и упрека выполняет все-таки человек. Уиллис, собственно. Выполняет, как я уже отмечал, весьма неплохо. Тоже не без рефлексии и рыданий, конечно. Например, когда  дочь Уиллиса оказалась в заложниках у Гада, а сам он гнался за террористами, то принялся очень ненатурально плакаться по рации своему начальству, что, мол, ежели сложу я свою буйну голову в честной битве с супостатами, то не оставьте дочурку воронам на поругание, а пришлите двадцать мотоциклетов с пулеметами… то есть, пардон,  бросьте все силы полиции и ФБР на спасение наследницы, поскольку жизнь без нее мне не мила. С образом Уиллиса все это, мягко скажем, не вяжется, и он по-моему сам это понимает, поскольку исполняет очень деревянно. Но супротив сценария, ясное дело, не попрешь.

Впрочем, и Главный Гад не лучше. Гады нынче тоже мельчают, и нет среди нет таких, как раньше. Вот и наш гад-хакер – туда же. Когда Уиллис замочил несколько посланных за ним шестерок, и вышел, как у него это принято, на связь по рации, что сделал наш Гад? Начал крутить ухи дочурке, чтобы огласить эфир ее воплями? Произнес традиционную речь на тему «Ты покойник, парень!»?  Да ничего подобного! Они принялся Уиллису по радио плакаться, какое у него было трудное детство, и что он на самом деле хотел, как лучше. И это Гад! Главный!.. А когда хороший хакер-шкет заблокировал консоль, и не хотел говорить пароль, мотивируя это жуть, как логично – «вы же меня потом убьете!», что, угадайте, сделал главный гад? Сказал «Да мы тебя прямо щас убъем!»? Принялся отстреливать Шкету пальцы? Если хакеру, да еще положительному, да еще современному, отстреливать пальцы (желательно на ногах, чтобы руками смог работать, и желательно по одному, чтобы насладиться зрелищем), то он вспомнит все пароли максимум на втором пальце. Потому что он есть правильный современный герой, и он точно знает, что «необходимо выполнять все требования террористов для сохранения собственной жизни и здоровья». Ну, и по-вашему Гад так и сделал? Отнюдь! А как он сделал, спросите вы? Да просто никак. Помрачнел, посуровел, сказал – ах ты редиска! И принялся тянуть время. Я не перепутал – не хороший хакер принялся тянуть время, а именно гад. Да, вот такие нынче гады…

Впрочем, есть, есть еще в современном кино герои, которых ничто не остановит. Без страха и упрека. И это – не одиночки-динозавры, вроде Уиллиса, это целый класс героев. Вы наверное уже догадались, о ком я. Кто в блокбастерах меньше всех рефлексирует? Кто самый решительный? Кто поддерживает слабых, и говорит неуверенным «Соберись! Ты сможешь это сделать!»? Кто доставляет хорошим героям самые большие трудности? Правильно. Это женщины. В «Орешке-4» таких целых две. Одна хорошая, и одна плохая. Плохая – та самая тетка гада-хакера – чуть-чуть не замочила Уиллиса насмерть. Помните, в боевиках есть такой красивый обычай, что главный герой должен встретиться в рукопашной с самым мощным гадом, дать себя избить до полусмерти, и только потом победить, причем по чистой случайности или абсолютно нечестно? Так вот, роль самого мощного гада здесь играет женщина, причем у нее это получается вполне естественно. Другая крутая дама – дочь Уиллиса. Она, конечно, еще маленькая для того, чтобы махать ногами и стрелять из пулемета. Но как она ведет себя в плену, как утешает хорошего хакера-шкета! В советском кино про войну так вели себя попавшие в плен старые партизаны, когда подбадривали детей и женщин. Тут все наоборот. И это не единичный случай. Это, однако, тоже тенденция.

Не буду писать про то, что все кончилось хорошо – это само собой, нормально. Так же нормально, как прибытие роты спецназа ровно через 30 секунд после того, как хорошие сами замочили всех плохих. Не буду писать про погони, драки и спецэффекты – собственно, это и есть то, на что в «Орешке-4» интересно посмотреть. Кроме Уиллиса, конечно. В целом – мне понравилось. Во многом потому, что я никаких откровений от этого кино не ждал. А ждал кино про хакеров, и про войнушку. В общем, примерно так оно и получилось. Так что кто любит про войну, про хакеров, или Уиллиса – рекомендую, вам понравится. 
(C) Васильев А.В. 2007 г.



Subscribe

  • Вспоминаем книги о доисторических людях

    Друзья-товарищи, а кто поможет припомнить книги о доисторических людях? C ходу вспомнил ну уж совсем классические: Рони-старший "Борьба за огонь",…

  • (no subject)

    "Вече" переиздало приключенческий роман замечательного сибирского писателя Михаила Петровича Михеева: "Тайна белого пятна". Но заставить иллюстратора…

  • Очередь "Пирамиды" пришла.

    "Пирамиду" сносят. Можно откинуть как минимум одно обвинение московских властей: "ночь длинных ковшей" - не разовая акция устрашения, а часть…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Вспоминаем книги о доисторических людях

    Друзья-товарищи, а кто поможет припомнить книги о доисторических людях? C ходу вспомнил ну уж совсем классические: Рони-старший "Борьба за огонь",…

  • (no subject)

    "Вече" переиздало приключенческий роман замечательного сибирского писателя Михаила Петровича Михеева: "Тайна белого пятна". Но заставить иллюстратора…

  • Очередь "Пирамиды" пришла.

    "Пирамиду" сносят. Можно откинуть как минимум одно обвинение московских властей: "ночь длинных ковшей" - не разовая акция устрашения, а часть…